Доходы домохозяйств

На формирование уровня заработной платы влияет уровень конкуренции на рынке труда. В условиях совершенной конкуренции цена труда не зависит от того, в какой фирме трудятся работники, поскольку все они получают одинаковую заработную плату, которая воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Уровень оплаты труда в условиях совершенной конкуренции максимален.

Профсоюзы имеют большое значение на рынке труда. их цель - максимизация заработной платы, улучшения условий труда и получения работником дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке труда профсоюза действуют таким образом, чтоб или увеличить спрос на труд, или ограничить предложение труда. Повышение спроса на труд достигается с помощью рекламы, политического лоббирования, а также увеличением эффективности и качества труда, в частности в результате работы кружков контроля качества, задача которых - найти возможности повышения производительности труда, лучшего использования машин и оборудования. экономии сырья и улучшения качества продукции.

Ограничения предложения труда может быть следствием деятельности профсоюзов по включению определенной специальности в список лицензированных профессий, достигаться за счет сокращения рабочей недели, запрета или уменьшение объема сверхурочных работ, снижение пенсионного возраста, ограничения детской или женской труда, сдерживания иммиграции иностранных работников. Если профсоюз монопольную власть на рынке, она будет стремиться ограничить предложение труда, чтоб повысить уровень зарплаты, но это встречается редко. О роли профсоюзов свидетельствует тот факт, шо заработная плата членов профсоюзов в развитых странах, как правило, вуза, чем у тех, кто не участвует в профсоюзном движении. Средний уровень заработной платы отличается также в различных отраслях и у работников разных профессий.

В основе предложения труда домохозяйством лежит проблема выбора между работой и отдыхом. Работа не является целью для человека, труд - средство получения дохода для удовлетворения потребностей индивида. То есть человек должен принять решение, нужен ей доход от работы или нет.

Фактически распределять приходится такой редкий ресурс, как время, которое имеет естественные границы. Человек не может тратить на работу 24 голышом в сутки, поскольку часть дня нужна ей для отдыха, чтоб воспроизвести способность к труду. Ценой отказа от отдыха и будет заработная плата, или. другими словами, цена единицы времени работы, умноженная на количество рабочих часов. С ростом заработной платы растет желание работать больше. Но это желание ограничено, потому что человек вынужден отказываться от отдыха, с ростом заработной платы увеличивается цена отдыха. Поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение заработной платы приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени. При этом не следует рассматривать свободное время как ничегонеделание. Как правило, в это время многие люди повышают свой культурными уровень, укрепляют здоровье, воспитывают детей и т.д.

Домохозяйства могут использовать весь полученный доход на потребление, а могут сэкономить часть средств:

I = С + S,

где I - доход домохозяйства; С - текущее потребление: S - сбережения.

Сбережения сокращает текущее потребление на величину будущего потребления. То есть индивид, экономя, отказывается от текущего потребления с целью увеличения его в будущем для себя или грядущих поколений. На сбережения влияют такие факторы. как доход потребителя, инфляционные ожидания и процент на капитал. Одним из основных факторов, что определяет объем потребления, является величина дохода: что он больше, тем больше сбережений сделает индивид. Инфляционные ожидания негативно влияют на сбережения: что выше ожидается инфляция, тем меньше домохозяйства склонны экономить.

Если потребитель отказывается от потребления, то он рассчитывает, что ему оплатят это. Цена отказа от потребления в текущем периоде ради потребления в будущем называется процентом.

Яндекс.Метрика