Расходы домохозяйств

Расходы домохозяйств состоят из расходов на предметы потребления длительного пользования (автомобили, телевизоры, стиральные машины и т.д.), на товары текущего потребления (хлеб, молоко, рубашки, зубная паста и т.д.) и потребительских расходов на услуги. Целью производства является удовлетворение потребностей потребителей в определенных товарах и услугах, но интересы субъектов рыночных отношений при этом не совпадают, поскольку каждый стремится получить выгоду для себя. Каким образом согласуются их интересы и откуда фирмы знают о товарах. в которых домохозяйство нуждается? Как. в конце концов, домохозяйства выбирают необходимый для себя набор благ при условии, шо купить все товары вши не могут, поскольку существует проблема ограниченности ресурса - дохода?

Эти проблемы рассматривает теория потребления, которая исследует предпочтения индивидов на основе их собственных потребностей, анализирует, как домохозяйство выбирает тот или иной товар, в каком количестве он может его купить, учитывая ограниченный бюджет потребителя и стремление максимизировать собственную выгоду.

В тот день чтоб потребитель мог распределить свои средства для удовлетворения потребностей между различными потребностями, ему нужна некая общая основа для их сопоставления. С этой целью экономисты ввели понятие полезности. В XVIII в. это понятие стали использовать исследователи математической вероятности. В 1738 г.. Швейцарский математик Д. Бернулли отметил, что люди ведут себя так, что деньги, которые вши могут выиграть в честном паре, стоят для них меньше, чем деньги. которые вши могут проиграть. Это означает, что они не склонны к риску и каждый следующий доллар имущества приносит им меньший прирост реальной полезности.

В гуманитарные науки понятие полезности было введено английским философом, социологом, юристом Е. Бентамом. который основал утилитаризм - направление в социальной философии (от лат. uîïlitas - польза, выгода). "Под принципом пользы, - писал ученый. - понимают тот принцип, что одобряет или не одобряет любое действие, в зависимости от того, хочет ли она (как нам кажется) увеличить или уменьшить счастье того лица, об интересе которой идет речь. Или . говоря то же самое другими словами. содействовать или препятствовать этому счастью ". Согласно теории Е. Бентама, максимизация полезности и является психологическим принципом поведения людей, которым вши руководствуются, пытаясь избежать страданий и увеличишь удовольствие или счастья. Он считал, шо общество, в том} г числе и законодательство, должно основываться на этом принципе. чтоб обеспечивать "самое большое счастье для наибольшего числа индивидов". К тому времени взгляды Е. Бентама были достаточно прогрессивными.
Ученый считал, шо социальную и экономическую политику нужно направлять на достижение определенных практических результатов, тогда как предыдущие подходы основывались на традиционной или религиозной доктринах. И сейчас пи идеи актуальны, потому что многие политики защищают свои законодательные предложения с помощью утилитарных представлений о том. что может быть лучшим для наибольшего количества людей.

Приняв утилитарную доктрину полезности, экономисты имели возможность создать теорию поведения потребителя, основанную на гипотезе о возможности сопоставления полезностей различных благ. Считали, что при заданных ценах потребитель стремится так распределить свои средства на покупку товаров, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или удовольствие от их потребления. При этом он руководствуется личными вкусами и представлениями.

Представитель неоклассического направления политической экономии В. Джевонс развил концепцию полезности Е. Бентама. Он рассматривал экономическую теорию как "вычисления удовольствия и боли" и показал, как рациональные индивиды могут обосновать свои потребительские решения дополнительной или предельной полезностью каждого товара. Большинство утилитаристов XIX в. считали, что полезность является психической реальностью, которую можно прямо и количественно измерить.

Определенная таким образом полезность имеет сугубо личный, субъективный характер. Французский философ Э. де Кондильяк отмечал: "Итак, из соображений о пользе вещей состоит их ценность, и в зависимости от этих соображений она повышается или снижается ... Но если бы стали считать ценность признаком не относительной. Неотделимой от вещей и независимым от соображений, то это понятие стало бы только источником плохих размышлений ".

Экономисты неоднократно пытались отказаться от термина "полезность", который оценочный характер, найти ему лучший соответствие. Российский экономист Н. Бунте предлагал использовать понятие "пригодность". "Потребность в наркотических средствах. - писал он. - неоспорима, но можно сказать, что опиум и гашиш полезны для тех. Кто курит. - они только пригодны как вещество для опьянения". Итальянский экономист и социолог В. Парето предложил заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, что означает соответствие между вещами и желаниями. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желательность", считая, что эта категория "не предусматривает существования в желаний моральных или аморальных признаков, умных или безрассудных". В поддержку термина "желательность" высказывался и известный американский экономист и статистик И. Фишер. отмечая преимущество "антонима" нежелательность "по сравнению с" бесполезности ". Но термин "полезность" пережил своих критиков и используется до сих пор.

Задача каждой из национальных экономик - способствовать постоянному увеличению объема потребления товаров и услуг домохозяйством. поскольку недопотребления приводит к образованию излишков произведенной товарной массы, что влечет кризиса в экономике. Производимая продукция не может быть реализована по двум основным причинам. Во-первых, производимые товары не соответствуют потребностям домохозяйства. во-вторых, потребители не имеют достаточного дохода, чтобы приобрести эти товары. Однако, согласно схеме кругооборота продуктов и ресурсов, фирмы, не получая денег за товары и услуги. не имеют средств для закупки ресурсов и соответственно не могут оплатить домохозяйствам заработную плату. Итак, домохозяйства без доход, чтоб снова покупать товары и услуга.

Яндекс.Метрика