Структурирование рынка

Структурирование рынка - это разделение всей системы рыночных отношений на специфические группы элементов, которые определяются по выбранным критериям.

Поскольку рынок является сложным и разнообразным явлением экономической жизни, таких критериев может быть несколько (см. табл.).

Чаще всего для классификации рыночных структур применяется критерий экономического назначения объектов рыночных отношений. По объектам купли-продажи рынок делится на следующие виды рынков:

• товарный, который включает рынок предметов потребления и услуг, рынки средств производства, информации и интеллектуального продукта (научно-технических разработок), недвижимости;

• финансовый, к которому относятся рынок капиталов (инвестиционный и кредитный рынки), рынок ценных бумаг (фондовый), денежный (валютный) рынок;

• рынок труда (рабочей силы).

Этот классификационный подход представляет рынки в виде секторов (сегментов), объединенных в круг, в котором все сегменты рынка взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушения в функционировании одного из них отрицательно сказывается на всей системе.

Классификация рынков

Критерий классификации Вид рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений

товаров и услуг

финансовый

труда

По административно-территориальному признаку

местный (локальный)

региональный

национальный (внутренний)

мировой (международный)

По субъектам рыночных отношений

покупателей

продавцов

государственных учреждений

посредников

Согласно действующему законодательству

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

По степени конкуренции

свободный

монопольный

олигопольный

полипольный

По степени зрелости рыночных отношений

развитой

такой, что формируется

несовершенный

С учетом ассортимента товаров

замкнутый (товары только одного производителя)

широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой)

смешанный (разнообразные товары, не связанные между собой)

Яндекс.Метрика

Отношения между понятиями