Основы рыночного механизма

Динамичное развитие рынка можно понять, выяснив механизм его функционирования. Чтобы ответить на ряд вопросов: как функционирует рынок, как действует рыночный механизм и какие основные экономические проблемы он решает, важно понять его сущность, рассмотреть рыночные отношения его субъектов.

Подробнее: Основы рыночного механизма

Спрос. Величина спроса

Спрос - общее понятие, в котором отображается физический объем потребностей людей в том или ином товаре или услуге, это естественная категория, выражающая их желания, потребности общества (рынка).
Спрос - это количество определенных товаров (услуг), которые покупатели могут и готовы приобрести в определенных пределах цены (тарифа) в Вернее период времени. Например, спрос на обувь по цене 100-500 ден. ед. на 1000 человек составляет 4000 пар.

Подробнее: Спрос. Величина спроса

Неценовые факторы спроса

На величину спроса оказывают влияние не только цена или тариф, но и неценовые факторы. Одним из неценовых факторов изменения величины спроса на товар есть эффект замещения.

Подробнее: Неценовые факторы спроса

Потребительский выбор

На основе своей цели - удовлетворения потребностей с учетом всех ограничений возможностей удовлетворения своего спроса потребитель осуществляет свой выбор - выбор потребителя, т.е. принимает решение, какой товар купить или какую услугу оплатить. Потребительский выбор формирует спрос и величина спроса на товары и услуги. На его основе формируются разнообразные виды спроса: отрицательный, отсутствует, скрытый, нисходящий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, иррациональный.

Подробнее: Потребительский выбор

Кривая спроса

Раскрывая сущность и механизм действия закона спроса, основанного на взаимозависимости цініі (тарифа) и величины спроса, можно выразить эту зависимость графически, построив гипотетическую кривую величины спроса.

Подробнее: Кривая спроса

Предложение. Величина предложения. Кривая предложения

В основе предложения лежит производство товаров, создание услуг усилиями производителей. Поэтому кроме потребителя важным субъектом рынка является создатель благ и услуг - производитель. Производителями выступают все юридические лица, имеющие статус предпринимателя независимо от размера предприятия, его формы собственности, характера организации труда и производства, результатов его творческой деятельности.

Подробнее: Предложение. Величина предложения. Кривая предложения

Неценовые факторы влияния на предложение

Кроме ценовых факторов на изменение предложения влияют и неценовые факторы. Важнейшие из них - изменение технологии производства, изменение цен на ресурсы, изменение цен на другие товары и эффект ожидания.

Подробнее: Неценовые факторы влияния на предложение

Дефицит товаров и услуг

Предположим, что под давлением владельцев автомобилей государственный орган устанавливает официальную фиксированную цену 1 л бензина - 40 ден. ед. В этих условиях спрос на бензин вырастет с 6 до 8 млрд л, потому что будет больше желающих купить его по более низкой цене. А что произойдет с предложением бензина? Она не только не возрастет с увеличением спроса, а даже сократится с 6 до 4 млрд л. Следовательно, разница между возросшим спросом и сокращенной предложением достигнет 4 млрд л (8 - 4 = 4). Если величина спроса превышает величину предложения товара, образуется разница, которая называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. Чрезмерный спрос возникает в том случае, когда при установлении определенной цены величина спроса превышает предложенную количество товара.

Подробнее: Дефицит товаров и услуг

Избыток предложения

Проанализируем ситуацию противоположного характера, когда под влиянием требований нефтяных "магнатов" и их лобби в органах власти правительство пошло на установление высших цен на бензин, например. 80 ден. ед. Рассмотрим, что произойдет на рынке бензина который поможет понять, что будут делать люди, оказавшись в такой рыночной ситуации.

Подробнее: Избыток предложения

Сущность конкуренции

Важным компонентом функционирования рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция (от лат. concurrentia - соревнование, соперничество) означает борьбу, соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Конкуренция как один из важных компонентов функционирования рыночного механизма возможна только при условии, что большинство товаропроизводителей имеют свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. По рыночной классификации конкуренция подразделяется на следующие виды: ценовая и неценовая: совершенная и несовершенная: недобросовестная: внутриотраслевая и межотраслевая.

Подробнее: Сущность конкуренции

Яндекс.Метрика

осуществление государственной власти